Мотивация занимающихся айкидо

Однажды привел учитель учеников на край утеса и приказал им прыгнуть вниз. Первый шагнул в пропасть и… полетел. За ним второй, третий. И скоро вся группа весело парила в воздухе. Учитель – воскликнул один из них – а почему вы не с нами? Это же так прекрасно парить в небе. Учитель подумал, шагнул в пропасть и разбился.

Я думаю все учителя сталкивались с ситуациями, когда надо показать какое-то техническое действие или акробатический трюк, а вот не получается. А научить хочеться. В моем случае это была передняя змейка ( тело волной перекатывается, не останавливаясь, вперед). Вначале я объяснял это словами, потом пытался показать по кускам. Но только когда я сам научился ее делать – ученики поняли чего я от них хочу.

Главной мотивацией для учеников является их сенсей. Когда они видят, что он это может, не важно что, у них срабатывает что-то в сознании. И они понимают, что это возможно. Чем больше сенсей понимает в том, что делает – тем быстрее это перенимают ученики. Причем копируют совершенно бессознательно, как малые дети. У Тамуры была серьезная травма плеча. Поэтому одну и ту же технику на разные руки он показывал по разному. И, хотя он постоянно подчеркивал, чтобы его ученики повторяли на обе стороны то, что он делал здоровой рукой, они все равно делали именно то, что видели, а не то, что слышали.

Задача сенсея четко понимать что он делает, зачем и почему. Только тогда становится возможным донести всю полноту информации до ученика.

Очень часто я слышу объяснения приемов через духовность, ки, даже вселенную. Куча умных слов ни о чем. Это запутывает и, вместо помощи в освоении техники, порождает веру в какую-то магичность. И, в итоге, как и во всем, что не подтверждено реальными, понятными и, главное, вещественными, объяснениями, порождает фанатизм. Сколько раз на семинарах на простые, в общем-то вопросы, я получал такие ответы, а когда начинал упорствовать в своем невежестве – натыкался на презрительный и полный внутреннего достоинства молчаливый взгляд сенсея.

Есть такой старый анекдот: гуляет отец, мать и сын. Сын спрашивает – пап, а почему трава зеленая? Отец посмотрел на траву, подумал и отвечает – а фиг его знает сынок. Сын снова спрашивает – а почему небо синее, а почему вода мокрая? Отец задумчиво посмотрел на небо, попробовал воду рукой и изрек – а фиг его знает, сынок. Тут уже мать не выдерживает и говорит сыну – ну чего ты пристал к отцу. Но отец ей говорит – оставь, мать, пусть спрашивает, у кого же он про жизнь все узнает