Признаки мастера
Раньше я думал, что для того, чтобы определить мастерство человека требуется минимум полгода. За это время можно чему-то научиться и попробовать это в более-менее реальной ситуации. На своем собственном примере я понял, что этот путь не работает. Слишком много информации, слишком много действий, слишком много требуется безусловной веры. И это требует времени, и не полгода а 3-5-7 лет.
Потом я решил искать мастера по рекомендациям других людей — сарафанное радио. Этот путь оказался эффективнее в плане экономии времени, за счет усилий, потраченных моими друзьями и знакомыми на проверку данного человека. В итоге определение мастерства уменьшается до года-двух.
Но и в первом и во втором случае все это будет крайне относительно. Всегда присутствует элемент веры, харизмы человека, моего личного приятия-неприятия, к примеру, его прически.
И вот, недавно, я понял, в общем-то, крайне простую истину. Любое боевое искусство за счет общей идеи, выраженной в техниках и перемещениях, кардинально меняет тело. Можно сказать, что тело боксера кардинально отличается от тела борца, или даже каратиста.
Это же имеет прямое отношение к айкидо. Одной из задач айкидо является противостояние нескольким противникам. Из-за этого в айкидо используется так много круговых движений. За счет них я, постоянно перемещаясь в пространстве боя, получаю 360 градусный обзор. Обратите внимание на осанку Морихея Уесибы, на его шейный отдел — все абсолютно прямо. Это очень просто объясняется. Голова весит, в среднем 3 кг и является самой удаленной частью тела человека от земли. Представьте что будет, если такую неустойчивую систему начать вращать. В физике это называется кориолисово ускорение. Тут не то что нельзя говорить о контроле ситуации. Тут, дай Бог, вообще на ногах устоять.Поэтому, одним из критичных признаков мастерства в айкидо является осанка, если быть более точным — положение шейного отдела.