Признаки мастера
Раньше я думал, что для того, чтобы определить мастерство человека требуется минимум полгода. За это время можно чему-то научиться и попробовать это в более-менее реальной ситуации. На своем собственном примере я понял, что этот путь не работает. Слишком много информации, слишком много действий, слишком много требуется безусловной веры.  И это требует времени, и не полгода а 3-5-7 лет.
Потом я решил искать мастера по рекомендациям других людей — сарафанное радио. Этот путь оказался эффективнее  в плане экономии времени, за счет усилий, потраченных моими друзьями и знакомыми на проверку данного человека. В итоге определение мастерства уменьшается до года-двух.
Но и в первом и во втором случае все это будет крайне относительно. Всегда присутствует элемент веры, харизмы человека, моего личного приятия-неприятия, к примеру, его прически.
И вот, недавно, я понял, в общем-то, крайне простую истину. Любое боевое искусство за счет общей идеи, выраженной в техниках и перемещениях, кардинально меняет тело. Можно сказать, что тело боксера кардинально отличается от тела борца, или даже каратиста.
Это же имеет прямое отношение к айкидо. Одной из задач айкидо является противостояние нескольким противникам. Из-за этого в айкидо используется так много круговых движений. За счет них я, постоянно перемещаясь в пространстве боя, получаю 360 градусный обзор. Обратите внимание на осанку Морихея Уесибы, на его шейный отдел — все абсолютно прямо. Это очень просто объясняется. Голова весит, в среднем 3 кг и является самой удаленной частью тела человека от земли. Представьте что будет, если такую неустойчивую систему начать вращать. В физике это называется кориолисово ускорение. Тут не то что нельзя говорить о контроле ситуации. Тут, дай Бог, вообще на ногах устоять.Поэтому, одним из критичных признаков мастерства в айкидо является осанка, если быть более точным — положение шейного отдела.

Есть еще один аспект, по которому можно судить приближается человек к мастерству или нет — это духовность.
Как ни странно, но духовность о которой я говорю, имеет прямое отношение к телу человека.
Есть история о том, как Леонардо Да Винчи искал натурщика на роль Иисуса. И он его нашел. Это был молодой, прекрасный юноша с добрым и открытым лицом. Прошли годы и Леонардо понадобился натурщик на роль Сатаны. Не знаю, долго ли он его искал, но,в итоге, нашел. И это был тот же самый человек, которого когда-то он пригласил позировать на роль Иисуса. За эти годы он погряз в пороках и они неузнаваемо изменили его тело.
Есть и другая история. Про убийцу многих сотен людей, который, посредством йогических практик, полностью очистил свою карму и стал святым.
Многие наши телесные проблемы часто незаметны со стороны. Ну как, к примеру, можно заметить жировые отложения на печени? В прекрасной книге Луизы Хэй «Исцели свое тело» есть примеры того, как телесные проблемы связаны с душевными качествами человека. Именно про эту духовность я и говорю.
Как правило чувствуется она практически сразу. По моему личному мнению — это похоже больше всего на зону безопасности, в которую попадаешь, находясь рядом с человеком. Наверное, что-то подобное чувствуют дети рядом с родителями. И, так же как в аллегории с родителями, уровень развития мастера должен быть неизмеримо выше, чем у его ученика.
Для того, чтобы пройти этот путь, требуется колоссальная сила воли. Достаточная, чтобы сделать практически невозможное — изменить себя.
Для этого существует масса способов. Можно воспользоваться молитвой или открыть свое сердце другому человеку. Но в данном случае я пишу про айкидо. И для айкидо — это телесные практики.
Сферические движения, расслабленность и, одновременно, целостность действий — все это, со временем, меняет тело, а за ним и мышление. И только тогда появляется то, что называется духовностью. То, что называется мастерством