Очевидно, что самое важное для того, кто ведет занятия, – быть хорошим учителем. Обучающий должен не только работать технично, но и стремиться к духовному прогрессу. Это нужно для того, чтобы правильно открыть глаза сердца, чтобы стать примером для своих учеников.

Ниже приводятся несколько тем для размышления.

Страсть

 

  • Исправляйте ошибки технического и духовного характера ваших учеников, так, как если бы это были ваши дети или вы сами.
  • Помогайте им двигаться в верном направлении, полностью посвящая этому душу и тело.
  • Помните, что ничего нельзя достичь без страсти.

 

Важно знать желания и заботы своих учеников, знать, что необходимо им дать. Не следует забывать, что такое взаимопонимание возможно только там, где есть истинная любовь. Соедините свой дух с духом учеников и продвигайтесь вперед вместе с ними, стараясь обучать их радостно и интенсивно.

 

Такт

 

Обучать – значит обучаться. Это возможно только при условии искренности инструктора. Преподавание должно быть тактичным, тогда ваши ученики получат радость от тренировки, и при этом будут испытывать чувство благодарности.

 

Быть источником идеалов и воспитывать уверенность в себе

 

Обучать – значит демонстрировать идеальную модель технического и духовного совершенства и передавать каждому страстное желание достичь его.

 

Благодарность

 

Радуйтесь техническому прогрессу, физическому и духовному развитию своих учеников! Радуйтесь тому, что ежедневные тренировки обходятся без травм и столкновений! Будьте благодарны за то, что ваше положение инструктора даёт вам возможность размышлять, исследовать и продвигаться вперед в техническом и духовном отношении.

Благодарите также своих учеников за то, что они дают вам возможность прогрессировать.

 

Развивать позитивное отношение к жизни

 

Обязательно вносите разнообразие в тренировки, но не пытайтесь учить всему подряд без разбора. Нужно, чтобы ученик не испытывал ни скуки, ни утомления, а, напротив, постоянно получал новую подпитку.

Прививайте начинающим желание работать, стараясь при этом, чтобы их не оттолкнул риск получить травму или испытать сильную боль. Делайте это за счет постоянного повышения интереса к занятиям.

Совместный поиск и добрые отношения между инструкторами

Инструкторы должны собираться вместе, для того чтобы обмениваться приобретенным опытом и результатами своих поисков, относясь друг к другу без предвзятости и предубеждения. Было бы совершенно нелепо, если бы люди, которые учат внутренней гармонии и миру, в отношениях между собой предавались мелким дрязгам. Проблемы выполнения техник или относительной силы лишены интереса. Важно лишь соответствие принципам!

Наиболее интересны техники, применение которых не требует особой физической силы. Помните, что одну и ту же технику можно выполнить множеством различных способов, которые варьируются в зависимости от атаки противника.

Правильно понимать и точно передавать принципы айкидо

 

Хороший инструктор – это не тот, кто физически сильнее других или лучше владеет техниками, а тот, кто ведёт учеников в нужном направлении и строит обучение на правильном и ясном понимании принципов.

Конечная цель обучения

 

Айкидо – один из аскетических путей, указывающих направление самореализации человечества посредством ки-ику, току-ику, тай-ику (формирования и развития сущности; ки – сущность мудрости,току – сущность добродетели, тай – сущность тела).
Такая форма обучения, объединяющая дух и тело, позволяет уйти от понятий наций и границ и создать истинного человека.

 

Развитие тела

 

Движения, используемые в айкидо, отличаются той же мягкостью и текучестью, какая присуща природе, потому что они наполнены кокю-рёкю (сила дыхания). Они увеличивают физическую силу, улучшают здоровье и придают красоту телу. То же самое можно сказать и о ловкости, выносливости, быстроте реакций, скорости и т. п., которые тоже развиваются и улучшаются.

Уроки будзюцу

 

Когда человек усваивает методы «сохранения жизни», к нему приходят спокойствие и уверенность в себе, он приобретает умиротворённость одновременно с желанием действовать, настойчивость и организованность.

Ментальные аспекты

 

Главное в будо – преодолеть самых больших врагов:
– гнев,
– страх,
– нерешительность,
– сомнения,
– высокомерие,
– тщеславие;

…и развить твердость духа и несгибаемое мужество.

Нужно проникнуться необходимостью одержать победу над самим собой. Только благодаря каждодневной практике можно избавиться от усталости, лени и утомления и почувствовать вкус к постоянному усилию, важности настойчивости и радости преодоления трудностей.

Этикет

 

Когда вы находитесь внутри сообщества, придающего большое значение технике и физической силе и мощи, соблюдение правил этикета позволяет почувствовать, что существуют ценности высшего порядка, которые важно уважать, не принуждая себя к этому…

Принцип айкидо и его применение в повседневной жизни

 

Принцип айкидо находит своё применение через ирими-тэнкан, ки, кокю, кажущуюся дуальность «Я – Противник», работу одного против многих, через обретение чувства единства, гармонии, любви и мира.

В айкидо тело – средство выражения состояния вселенной. Если космический порядок и тело приведены в соответствие, то техника и здоровье появляются сами собой. Если повседневная жизнь не противоречит законам мироздания, то учеба, работа и становление личности происходят естественным образом. Если общество живёт по принципам развития вселенной, то социальные и межличностные отношения процветают. Человечество как единая семья продолжает работать над восстановлением в этом мире гармонии, которая сегодня нарушена.
Для достижения изложенных выше целей сформулируем метод обучения, выделив в нём два аспекта – ментальный и технический, хотя айкидо и представляет собой путь единства тела и духа.

Интенсивная практика техник способствует духовному росту. Духовный прогресс благоприятствует техническому совершенствованию.

Для ясности изложения, технические и духовные аспекты даются раздельно.

Однако не следует делать вывод о каком-либо подчинении одного аспекта другому или какой-то двойственности.

Обучение технике

Поведение инструктора

 

Совершенно ясно, что прямые, непосредственные отношения между учителем и учеником, которые являются традиционными отношениями, в идеале должны быть идентичны отношениям между родителями и детьми. К сожалению, в современном мире подобные отношения стали практически невозможными.

Рассмотрим ту ситуацию, которая в настоящее время складывается в существующих додзё.

Не следует забывать, что истинная передача знания происходит лишь при непосредственных отношениях между учителем и учеником и что нужно изо всех сил стараться не разрушить эту связь, и уважать её дух!

В случае массового обучения учитель или, в лучшем случае, несколько учителей имеют дело с большим количеством учеников. И поскольку здесь речь идет о разовом преподавании за ограниченное количество времени, то просто невозможно уделить необходимое время каждому ученику.

Поэтому инструктору крайне необходимо сосредоточить своё внимание на следующих моментах:

– демонстрация
– пояснение
– имитация
– анализ
– исправление
– наблюдение
– гигиена

Демонстрация

 

Демонстрация, по мере возможности, должна быть ясной, точной и правильной. Она должна раскрывать ученикам основные моменты, а также вызывать желание все увиденное проделать на практике.

Пояснения

 

Пояснения должны задавать направление и метод работы, подчеркивать моменты, на которые нужно обратить особое внимание.

Имитация

 

Всё обучение осуществляется через подражание. Сначала попробуйте предложить ученикам без всякого обсуждения попытаться как можно точнее воспроизвести технику, показанную учителем.

Повторение

Повторение позволит лучше усвоить объяснения, и, благодаря ему, постепенно можно будет развить скорость, силу и точность.

Анализ

Когда техника представляет собой определенную трудность, лучше всего разложить ее на несколько более простых движений.

Исправление

Отнюдь недостаточно исправить только внешнюю форму техники, необходимо еще осознать и устранить корни непонимания и ошибок. Выполняя техники, нужно обращать внимание на особенности дыхания, на постановку ног, движения и использование рук, изменение уровня бедер, использование силы ки.

Наблюдение

Необходимо, чтобы ученик понял, насколько важно наблюдать за техниками учителя, техниками старших учеников и техниками менее продвинутых, чем он, учеников.       Чтобы они успешно прогрессировали, их необходимо научить сравнивать свои собственные техники с техниками других. Если из-за травмы или из-за усталости кому-то нужно немного передохнуть, то и это время следует использовать с пользой для себя. Эти моменты наблюдения ничем не отличаются от физической практики, при этом соблюдается правильное отношение, сохраняется острота восприятия и ощущение усилия.

 

Гигиена

Не следует забывать, что интенсивная работа требует полноценного отдыха. Очень важно высыпаться и правильно питаться, качественно и количественно. Нередко у спортсменов наблюдается тенденция пить с избытком, однако этого лучше избегать.

За час до тренировки можно слегка подкрепиться, а после тренировки следует подождать, по крайней мере, полчаса. Следует избегать холодных напитков, когда тело ещё разгорячено.

Кэйкоги (форма) должно быть в порядке, чтобы не вызывать раздражения партнёров. Руки и ноги должны быть чистыми, а ногти – коротко остриженными.
На занятиях ученики снимают с себя все украшения, часы и т. п. Додзё должно быть чисто вымыто и хорошо проветрено.

Ментальные и духовные аспекты обучения

Развиваться вместе

Есть ученики, которые занимаются очень упорно, но отказываются работать в одной группе с начинающими или с теми, кого они считают отстающими. Но даже если они продвигаются вперед в техническом отношении, их техника остается техникой самой в себе. Не будем забывать, что айкидо – это не просто путь единства духа и тела, но это прежде всего путь единения. Если дух останавливается в своем развитии, то останавливается все.

Дух, отвергающий других, дух, не умеющий принять других, дух, довольствующийся собственным прогрессом, – это дух, который движется в узких рамках собственного эго и который не сможет войти в состояние единства со Вселенной.

Если есть айтэ (партнёр), то становится возможной практика. Если есть практика, то возможен прогресс. Когда есть айтэ, то взаимное соперничество приводит к тому, что оба начинают прогрессировать и делить между собой радость прогресса.

Наполнить сердце благодарностью

Чтобы помочь недостаточно продвинутому ученику, нужно много терпения и любви. Для того чтобы понять причины, которые мешают этому ученику, необходимо постоянно поощрять его личный поиск.

Не нужно привязываться к силе

В мире будзюцу, где люди часто привязываются к эффективности техники и к тому, насколько мощно она выполняется, гораздо более важной является та сила, которая может позволить преодолеть эту стадию.
Практика айкидо не может сводиться к желанию стать сильным для того лишь, чтобы причинять боль своему партнёру или не проигрывать в поединке. В айкидо сила является следствием применения принципов, лежащих в основе космоса. Как бы силён ни был человек, пренебрегая этими принципами, он не познает победы.

Айкидо представляет собой способ постижения того, как проявляются в действии принципы мироздания. Не следует увлекаться всем, что может возникнуть на пути такого постижения.

Победа над собой

Необходимо победить в себе дух гнева, лени, страха и т. п.
Самой большой опасностью является гордыня!

Помните, что в тот момент, когда у вас появляется мысль, что ваша техника хороша, ваше продвижение вперёд прекращается. Остановиться на мгновение в этом постоянно меняющемся и текучем мире означает сделать задержку, которую уже невозможно будет ничем компенсировать.

Метод обучения

Для достижения изложенных выше целей сформулируем метод обучения, выделив в нём два аспекта – ментальный и технический, хотя айкидо и представляет собой путь единства тела и духа.

Интенсивная практика техник способствует духовному росту. Духовный прогресс благоприятствует техническому совершенствованию.

Для ясности изложения, технические и духовные аспекты даются раздельно. Однако не следует делать вывод о каком-либо подчинении одного аспекта другому или какой-то двойственности.

Зал для занятий

 

Место, где изучающие айкидо тренируются под руководством инструктора, называется додзе. Это название, согласно традиции боевых искусств, произошло от буддийского названия зала, где монахи упражняются в медитации, концентрации, дыхании и так далее.

 

Обычно додзе состоит из следующих элементов:

  1. Пространство, отведенное под офис, где хранится информация о студентах, корреспонденция и т. д.
    Здесь обычно размещается:
    а) нафуда какэ – доска с именами, на которой перечислены имена посещающих зал в соответствии с их разрядом;
    б) доска объявлений…

 

  1. Место, где сидят посетители, зрители, пресса и т. д.. Обычно, размещается по сторонам мата – верхней (дзесеки) и нижней (симосеки) см. рисунок.

 

  1. Раздевалка и душевая.
  2. Пространство, устланное тренировочным матом.

Татами

Пространство, на котором проходят занятия по айкидо, должно иметь ровную и эластичную поверхность, достаточно мягкую для того, чтобы смягчить кувырки и падения, и в то же время достаточно твердую, чтобы не повредить ноги и не воспрепятствовать быстрым и текучим движениям, являющимся основой айкидо.
В Японии это пространство покрывается некоторым количеством традиционных татами – матов, изготовленных из рисовой соломы (токо), сена, камыша (и-омотэ), которые иногда обтягивают холстом. Несколько таких татами, уложенных сверху одно на другое, создают очень ровную поверхность. Часто их укладывают на раму, состоящую из деревянных планок и натянутой стальной проволоки, что еще больше увеличивает природную эластичность татами.

В западных странах, где настоящий татами порой достать очень трудно, необходимую ровную и эластичную поверхность можно обеспечить, используя борцовские маты, пено-резиновые ковры и другие, имеющиеся в наличии материалы. Обычно подобные маты обтягивают брезентом и укладывают на упругую деревянную платформу, которая, в свою очередь, опирается на бетонное основание. Как правило, пространство для занятий имеет прямоугольную или квадратную форму, а его части имеют названия в соответствии с принятым в данном додзе этикетом.
Главная часть мата, являющаяся центральной точкой всего додзё, называется «верхним местом» иликамидза (дзёдза). Там размещаются инструкторы, почетные гости и, во время специальных совещаний, должностные лица додзё. Обычно это место можно узнать, потому что там традиционно находится портрет Мастера Уэсибы или на стене в рамке висит – образец каллиграфии философского содержания.
В Японии на камидза также располагается помост, где на видном месте выставлена специальная эмблема зала, а также мечи, церемониальный барабан, манускрипты и т. д.
Напротив камидза размещается часть зала, называемая «нижнее место», или симодза. Это место, где располагаются ученики. Оттуда они слушают наставления инструктора. Обычно ученики усаживаются в порядке, определяемом их разрядом. При этом более продвинутые ученики садятся с верхней стороны дзёсеки.
Дзёсеки иногда используется инструктором вместо камидза, когда его во время церемоний занимают почетные гости.
С правой стороны от камидза находится часть мата, называемая «нижняя сторона» (симосеки), где располагаются ученики, если их инструктор сидит на дзёсеки.
Техники айкидо не противопоставляются силе противника, то же самое происходит и в ментальном плане. Начинайте с того, что вы можете делать…

Айкидо можно практиковать за столом, во время ходьбы, на работе, в туалете… И даже когда вы спите. Если ваше положение и дыхание правильны, то вы просто не сможете плохо спать.

Когда вы не знаете, как поступить, нужно мысленно обратиться к мастеру, которого вы уважаете, или к Богу и отождествиться с ними. Например, если О-Сэнсэй является учителем, которого вы уважаете, то вы должны спросить себя: “Что бы я сделал в данном случае, если бы я был О-Сэнсэем?” Ответ придет обязательно, и вам не останется ничего другого, кроме как действовать в том же духе, в каком бы действовал О-Сэнсэй.

 

 

Методы занятий

Можно тренироваться в одиночку, вдвоем и группой в несколько человек. Когда вы побуждаете работать своих учеников, то желательно использовать различные методы, чтобы можно было наблюдать и оценивать их продвижение вперёд.

Хитори-гэйко

 

Когда вы занимаетесь в одиночку, то все, что вам нужно, – это немного времени и свободного пространства. Можно отрабатывать дыхательные упражнения в сочетании с движениями айкидо, субури, танрэн-ути. В лесу, например, партнёрами вам могут послужить деревья. Приобретайте собственный опыт… Используйте воображение и учитесь…

Иппан-гэйко

 

Это обычная практика в додзё. Инструктор предлагает какую-нибудь модель, а ученики воспроизводят её. Попытаемся проанализировать более точно такой вид тренировки.

Фуцу-гэйко

 

Ученики всех уровней работают вместе, попеременно повторяя те техники, которые предлагает инструктор.

Утикоми-гэйко

 

Это вид тренировки, когда вы работаете с более продвинутым партнёром или с инструктором. Возьмём, например, рётэдори тэнчи нагэ или положение тела для выполнения коси нагэ. Отрабатывая эту технику, ученик останавливает движение на грани падения партнёра, повторяя технику на правую и левую стороны, и делает это непрерывно, до тех пор пока, не собьет дыхание. Роль инструктора заключается в том, чтобы помочь ученику развить точность и скорость движений.

Ягайгэйко

 

У этого метода имеются следующие преимущества:
– он позволяет продвигаться вперед в техническом отношении;
– он способствует улучшению дыхания;
– он улучшает движения тела;
– он улучшает равновесие;
– он стабилизирует ки в сэйка тандэн;
– он развивает кокю-рёкю.

Хикитатэ-гэйко

 

Это ещё одна форма тренировки, когда ученики высокого уровня помогают ученикам более низкого уровня. Когда менее продвинутый ученик неэффективно и беспорядочно использует силу, более продвинутый ученик, не блокируя, нейтрализует действие этой силы и не падает. Этот метод направлен на то, чтобы доброжелательно исправлять ошибки и слабые стороны. Когда исполнение движения становится удовлетворительным, необходимо начать падать, но не жестко, а так, чтобы вы могли хорошенько растянуться и расслабиться в процессе работы, и вместе с тем получить удовольствие.