Самое трудное в жизни — это отказ от привязанностей. Тех привязанностей, которые и составляют нашу привычную повседневную жизнь. К примеру социальные сети. Ведь кажется, что сам понимаешь, что время тратится зря, что ничего хорошего, кроме потери времени, из этого не выйдет, а все равно продолжаешь делать то, к чему привык. Или другой пример привязанностей — повседневные заботы. И надо их делать, более того — необходимо и, при этом, ничего кроме агрессии, они не вызывают.
Про то, что привязанности порождают страдания, говорят и просветленные и духовные лидеры всех конфессий. Отбрось привязанности и обретешь свободу. Но это же имеет и самое непосредственное отношение к айкидо. Можно провести прямое соответствие между привязанностями или, иначе, привычным образом реагирования, и разнообразными телесными блоками и болезнями. В общем всем тем, что мешает нашему физическому телу делать технические действия. И, также, как мы развиваем тело, мы начинаем постепенно избавляться от привязанностей, начиная все больше и больше жить по потоку, чувствовать его. И обретать свободу.

То, что Уесиба прошел этот путь говорит хотя бы такая история:
По воспоминаниям учеников, к концу жизни, Морихей вообще перестал ценить деньги. До такой степени перестал, что, для того, чтобы в дороге не остаться без них, все деньги хранились у одного из учеников. Однажды, зайдя в храм и возздав молитву Богам, Уесиба протянул руку к ученику за деньгами на подаяние. Ученик, в связи с тем, что денег уже было мало, дал ему незначительную сумму. Морихей потребовал еще. Ученик стал убеждать Уесибу, что больше денег нет, на что Морихей дико рассердился и заставил его отдать все до последней йены. А когда ученик сказал, что теперь им не на что будет купить еду, он ответил, что тот, кому благоволят Боги, всегда будет сыт.

Самое интересное, что путь к избавлению от привязанностей лежит через внутреннюю дисциплину. Всем знакома формула — вот завтра я… И дальше по пунктам: брошу пить, начну заниматься зарядкой или вообще —  начну новую жизнь. И так все радужно получается на словах, так легко. Но приходит завтра, становится сегодня и все остается по старому. Разве что в жизни добавляется еще разочарования.

Дисциплина — это то, что выдергивает нас, как барона Мюнхаузена, из болота повседневности. В начале, в этом нам помогает сенсей. И тут, главное, не повеситься ему «на шею», мол, ты знаешь, ты можешь, я доверяю тебе, делай как считаешь правильно, а я паровозиком к тебе прицеплюсь. Ведь рано или поздно это закончится манипуляцией, прекрасным примером чего служит сектанство. Или сенсею  просто надоест такое положение дел и он откажется дальше с вами заниматься. Все, что он может — это показать на своем личном примере что такое дисциплина и что вообще, в принципе, это возможно. И пройти с вами первые, самые трудные шаги.

Ну а дальше начинается самое интересное. Оказывается, что для того, чтобы, к примеру, каждый день заниматься зарядкой, совершенно не нужно никаких откровений и трубных гласов. Просто это первое, что вы делаете после пробуждения. Без мыслей, без внутренней борьбы. Это должно быть, как желание пойти в туалет. Мы же не думаем о том, что вот завтра, прямо с утра, я начну ходить в туалет? Это вообще не имеет никакого отношения к разуму. Это физиология. Потом уже завтрак, кофе, новости… Все это потом. Через некоторое время вдруг окажется, что приоритеты внимания начинают смещаться, причем иногда до такой степени, что, к примеру, новые серии любимого сериала, которых ждал полгода, вообще не просматриваются. Просто потому что на них не хватает времени, потому что в приоритетных задачах теперь находится совсем другое. И это не выработка новой привычки — это разрушение привязанности. В данном случае к сериалу.

При другом подходе необходимо максимально вывести привязанность на уровень рационального понимания. Осознать, какие пользу и вред она приносит. И препарировать ее. Опять же с помощью дисциплины. Ведь все мысли, идеи, привычки и привязанности — это и есть мы. И может быть так, что отсечение привязанности будет похоже на удаление еще живого зуба. То есть возможно, но очень больно и бессмысленно. Тем более, что что-то менять кардинально — нереально, это будет больше похоже на извращенную попытку самоубийства, чем на движение в сторону жизни. Тут скорее подходит афоризм Лао Цзы — путь в тысячу ли начинается с первого шага. В ключе данной статьи — это означает, что привычки и привязанности надо рассматривать, как хронические болезни, которые требуется терапевтически лечить. Ведь смысл всех изменений в том, чтобы жизнь стала наполняться радостью и удовольствием от любого, даже самого незначительного действия.

Есть такой афоризм — к вершине горы Фудзи ведет много дорог. И каждая из них правильная. Главное по ним идти. Чем больше айкидока постигает смысл того, чем он занимается, во всех проявлениях, тем больше он начинает воспринимать жизнь совсем под другим углом зрения. И ставит перед собой совсем другие задачи. И, со временем, тренировка не заканчивается моментом, когда мы выходим из додзе. Она продолжается, но уже в другой плоскости. И приходит момент, когда наступает понимание того, что практика айкидо — это практика нашей повседневной жизни. Взаимодействие с агрессивно настроенным противником аналогично взаимодействию с грязной посудой, генеральной уборкой квартиры или просто получением удовольствия от ничегонеделания. И если айкидока начинает испытывать интерес и радость от всех этих обычных, житейских дел — это значит, что его практика айкидо двигается в верном направлении.