Ритуал в айкидо.
Когда я впервые переступил порог додзе, первое, что меня удивило — это был странный ритуал, который мы делали в начале и в конце занятия. Поклоны — это еще ладно, можно списать на странные традиции японцев, но вот хлопки — это было совершенно непонятно. Что они означают, мне тогда никто не объяснил и я, смирившись с этой непонятностью, стал делать, как все.
Позже, намного позже, став разбираться во всем, что касается айкидо, я изучил и этот вопрос. Внешняя форма ритуала приветствия и прощания в каждой организации айкидо выглядит по-разному — больше поклонов, меньше поклонов, нельзя поднимать голову, можно. Но везде присутствует два хлопка.
Итак два хлопка:
Есть две формы объяснения этого жеста — экзотерический и эзотерический.
Экзотерическое объяснение заключается в том, что айкидоки таким образом оказывают дань уважения собственно айкидо и Морихею Уесибе, как основателю этого боевого искусства. А хлопки являются некоей формой синтоистской молитвы.Из этого объяснения становится ясно, зачем мы кланяемся шомену и почему на шомене висит портрет Уесибы. Но более ничего.
Вообще, когда я встречаю такие объяснения я вспоминаю рассказ В. Пелевина «Затворник и Шестипалый»:
— Н-ну, хорошо. А что такое тайна веков?
— Закон жизни, — ответил Шестипалый, стараясь говорить мягко. Ему что-то не нравилось в интонациях Затворника.
— Ладно. А что такое закон жизни?
— Это тайна веков.
Также и здесь — что это за странная синтоистская молитва? Почему мы кланяемся не только основателю, но и айкидо?. Тайна Веков и Закон Жизни. А почему Закон Жизни? Да потому что Тайна Веков.
Во всех религиях мира люди обращаются к Богам используя некие, в каждой религии свои, вполне материальные предметы. В православии — это икона, а в, к примеру, зороастризме — огонь. Но меня, в данном конкретном вопросе, интересует не это, а то что, собственно, является молитвой.
Есть такое выражение Бог становится настолько реальнее, насколько больше людей в него верят. В психологии у этого явления есть название — архетип. И архетип есть не только у религий, он есть у наций, стран, корпораций. И у айкидо. Можно сказать, что архетип — это суммарное количество мыслей, желаний, веры группы людей, принадлежащих к определенной Вере, боевому искусству или кампании.
Дальше, в качестве примера, я возьму православие. Когда молящийся стоит у иконы и читает молитву, его молитва через икону, как через дверь, проникает в мир архетипической энергии Христианства и, при произнесении ритуальной фразы — во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь — возвращается обратно к молящемуся. Чем открытее человек, чем откровеннее его молитва, тем более обогащенным и очищенным он выходит из Храма.
Так же и во время ритуала в айкидо. Разница лишь в том, что ритуальным действием, отправляющим наш дух на встречу с архетипом айкидо и возвращающим его обратно, являются хлопки. А портрет основателя является тем самым связующим элементом между нашим миром и миром энергии айкидо.